21 августа фермеры Кубани второй раз за пару последних лет поехали на тракторах к Путину жаловаться, как их обирают и сживают с земли чиновники, судьи и силовики. А 24 августа судьи, силовики и чиновники отправили их на нары, оштрафовав на 10-20 тысяч.
От политики краснодарские землепашцы далеки. Говорят в станицах чаще о севообороте, паях, гектарах, а не о яхте Сечина, часах Пескова или полетах собак Шувалова на частном самолете. На встречи с уже многократно обманувшими чиновниками приходят в майках с президентом, которому, как думают фермеры, годами не докладывают и изолируют от информации в СМИ и интернете. Вот они и сели на трактора «донести правду до Кремля».
Пробег окончился тем, что в гостиницу «Дилижанс» приехал зам полпреда президента Леонид Беляк, поговорил, попросил подождать, пока обсудит с прокуратурой вопрос продолжения движения. Буквально через 5 минут после того, как полпред ушел, в гостиницу ворвалась группа захвата ОМОНа, в мегафон объявили, что фермеры нарушают закон «О митингах», Росавтодор считает дальнейшее передвижение нецелесообразным, погрузили 14 трактористов в автозаки и увезли в полицию. ОМОНу напомнили о записанной в Конституции свободе передвижения, о том, что митинга не было, а была встреча с чиновником без лозунгов, плакатов и призывов – без всякого эффекта. В 7 утра к гостинице подъехала еще полиция, дала оставшимся на свободе 15 минут на сборы: «Уезжайте к себе на родину, иначе мы примем меры». Фермеры уехали. На родине их задержала местная полиция.
Оглашение первого приговора первому фермеру было показательным, «для публики», подсудимый был свеж и бодр и повторял, что решением суда о штрафе в 10 тысяч рублей удовлетворен. Следующих судили уже «не для публики», и подсудимые были измотаны, бледны, с мешками под глазами. Около суток их вообще не кормили. Судили на основании показаний владельца отеля и его сотрудницы, главы поселковой администрации, не присутствовавших на месте событий, одного из фермеров и видео, представлявшего собой нарезку секундных кадров и интервью с руководителем инициативной группы трактористов. Так как не удалось воспрепятствовать проходу на это заседание одного журналиста, следующие были проведены тихо и незаметно в других помещениях.
«Мужики, я, как и вы, крестьянин, – сказал трактористам один из разгонявших их полицейских. – С прокуратурой два года бодаюсь. А ни хрена не выходит. Не мы вас прогоняем, сами понимаете».